`
На главную страницу
На главную страницу
XXI ВЕК
ИСТРЕБИТЕЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
РАЗВЕДЧИКИ
ИСТОРИЯ
Rambler's Top100



Реклама:

Герой Императорского военно-воздушного флота России Донат Адамович Макиёнок

Один из тузов Первой Мировой
Донат Адамович Макиёнок родился 2 мая 1891 г. . Его родители были польскими крестьянами деревни Дамбовка Осведской волости Витебской губернии. Воспитание и начальное образование Макиёнок получил в церковно-приходской школе, потом окончил 3 класса церковно-ремесленного училища, а 1906 г. - 6-летнее среднее техническое училище в Витебске. До сентября Макиёнок работал на фабрике "Саламандра" в Рыдже. Когда Донату исполнился 21 год, его призвали в армию. 7 ноября 1911 г. он принес присягу русскому Императору Николаю II и стал солдатом 97-го пехотного Лифляндского полка.

А позже, 15 марта 1912 г., был переведен в 106-й пехотный Уфимский полк. 6 дней спустя Макиёнок попадает в 3-й корпусной авиаотряд 4-ой авиационной роты, где начинает свою карьеру в авиации.
Сначала он был механиком, но вскоре молодой солдат обратил на себя внимание своими способностями и желанием летать. В то время в авиационые школы России принимали в основном только офицеров. Лишь для некоторых нижних чинов, отличавшихся смекалкой и целеустремленностью, делалось исключение. Попал в их число и Донат - 28 мая 1912 г. он был командирован в Севастопольскую авиашколу для обучения полетам. Там он окончил сначала курсы мотористов. Проработав некоторое время мотористом при школе, Макиёнок был включен в группу для обучения полетам на моноплане "Ньюпор"-4. Он оказался способным учеником и, успешно выполнив зачетные полеты, получил 22 февраля 1914 г. звание летчика с вручением пилотского удостоверения ("бреве" как тогда его называли) № 239.
Одновременно начинается его успешное продвижение по службе: 4 мая 1914 г. он получает чин ефрейтора, через 15 дней - младшего, а 14 июня того же года - старшего унтер-офицера. После окончания Севастопольской авиашколы летчик-солдат Макиёнок возвращается на службу в 3-й корпусной авиаотряд. Вскоре после начала первой мировой войны, 31 июля 1914 г., Макиёнок в составе своего отряда убывает на фронт.
С началом войны 3-й као был придан 3-му корпусу 1-й армии, которая вела боевые действия в Восточной Пруссии. Вооружение отряда состояло из пяти монопланов "Ньюпор"-4, в личный состав входило 8 офицеров (5 летчиков и 3 наблюдателя). Старший унтер-офицер Макиёнок был единственным летчиком из 118 нижних чинов. Командовал 3-м као военный летчик штабс-капитан Георгий Мячков.
Война в Восточной Пруссии началась успешным наступлением русских войск. Отряд следовал за штабом корпуса по маршруту Вильковишки - Вержблово - Сталюпенен - Гумбинен - Инстенбург. Летчики совершали полеты на разведку и поддерживали связь между штабом и наступающими частями. 8 августа было получено задание отыскать конницу Гвардейского кавалерийского корпуса генерала Хан-Нахичеванского и передать приказ командования. Первым ранним утром вылетел военный летчик подпоручик Устьянцев с наблюдателем поручиком Шаминым. Прошло несколько часов, но самолет так и не вернулся (позже летчики были зачислены в списки пропавших без вести).
Приказ требовал исполнения и начальник отряда выпустил в полет Доната Макиёнка. Отправившись на задание без наблюдателя, пилот отыскал конницу и передал "пакет". На обратном пути аэроплан попал под сильный обстрел над линией фронта. Был пробит бензиновый бак, Донат выключил мотор и стал планировать на свою территорию. Ему удалось посадить самолет в районе передовых позиций. Оставив аппарат под охраной русского кавалерийского разъезда, Макиёнок поспешил на ближайший командный пункт, чтобы доложить в штаб корпуса о результатах полета. Пока летчик отсутствовал, к месту посадки нагрянул конный отряд противника. Завидев приближающуюся опасность, русские кавалеристы, охранявшие самолет, вынуждены были сжечь машину. За удачно выполненное задание старший унтер-офицер Макиёнок получил свою первую боевую награду - Георгиевский Крест 4-й степени (№ 147615).
В августе 1914 г. Макиёнок совершил еще два вылета. 11-го он вместе с подпоручиком Макейчиком вылетел на разведку района Вилляу. В районе Танниау они обнаружили новые артиллерийские позиции. Второй полет, 25 августа, завершился неудачно: при посадке у местечка Скун Гири "Ньюпор" № 152 (борт. № 6) скапотировал, поломав крылья, винт и шасси. Экипаж получил небольшие ушибы.
Во второй половине августа русские войска были сначала остановлены, а затем вынуждены отступать. Отряд и в этих условиях продолжал боевую работу, выполняя полеты на разведку Кенигсберга, Алленбурга, Фринлянда. К концу августа авиачасть в результате интенсивной работы осталась без самолетов. Основная причина - многочисленные аварии на взлете и посадке. Так вышли из строя два "Ньюпора". Еще один пришлось сжечь ввиду спешного отступления войск. Последний аппарат был совершенно изношен и отправлен в ремонт. Као был признан небоеспособным и выведен в тыл, летчиков командировали в Москву. Там им предписывалось получить новые самолеты на авиазаводе Дукс и, пройдя курс переучивания на "Мораны", вернуться на фронт. В Московской авиашколе Макиёнок прошел такой курс и 6 ноября сдал экзамен на моноплане "Моран".
Далее о польском орле русского неба в очень увлекательной работе Виктора Куликова на сайте «Авиа-Хобби»

Пулемет "Льюис", установленный над крылом "Парасоля".
Пулемет "Льюис", установленный над крылом "Парасоля".