`
На главную страницу
На главную страницу
XXI ВЕК
ИСТРЕБИТЕЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
РАЗВЕДЧИКИ
ИСТОРИЯ
Rambler's Top100



Реклама:

Не было ни одного начинания в жизни русской авиации, в котором Сергей Ульянин не принимал бы участия

Первый среди первых
С.А.Ульянин родился 13.9.1871 в Москве в семье потомственного дворянина. Прекрасно говорил по-французски, очень хорошо по-английски, знал немецкий язык, изучал испанский язык и эсперанто. Как военный деятель государственного масштаба и за успехи в конструкторско-изобретательской деятельности он был награжден орденами: святого Равноапостольного Князя Владимира 3 и 4 степеней, святой Анны 2 и 3 степеней, святого Станислава 3 степени, Почетного Легиона Французской Республики /стал офицером этого легиона/ 4 степени и медалями: “ В память Царствования Александра III” и “В память 300-летия Царствования ДОМА РОМАНОВЫХ. 1613-1913”, а также чином полковника

В 1910 году Ульянин разработал проект разборного военного самолета-разведчика. Построенный 26.1.1911 аэроплан был назван по имени ПТА военным бипланом ПТА номер 1.Он имел двойное управление: пилота и пассажира, т.е. мог быть учебным. Имел закрытую гондолу для летчиков, первую в России. Все тяги управления и ряд других важных узлов были задублированы поэлементно. Это был полутороплан. Он мог спускаться на водную поверхность, свободно подниматься с помоста и опускаться на него на палубе корабля. Имел приспособление для подъема на аэродроме без помощи команды и радиостанцию системы Д.М.Сокольцева. ПТА номер 1 выставлялся на 1-й Международной выставке воздухоплавания в Санкт-Петербурге в 1911 году, на которой ПТА получило Малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности за конструкцию ПТА номер 1 и за постановку производства винтов для летательных аппаратов. Такой винт был установлен и на полутороплане номер 1. Он удачно летал, поднимая 5 человек, что подтвердило проектную грузоподъемность и сделало ПТА номер 1 первым в России военно-транспортным самолетом. Испытания, начатые руководителем ПТА, третьим русским дипломированным летчиком, выявили хорошие летные качества аэроплана.5 мая В.А.Лебедев, продолжая испытания, летал с 4-мя пассажирами, установив т.о. рекорд грузоподъемности. Проектная скорость 75 км/час также была подтверждена. На 1-ом конкурсе аэропланов, приспособленных для военных целей, ПТА номер 1 принимал участие. С.И.Уточкин успешно летал на нем. Но, летавший ранее только на малых аэропланах гоночного типа, пилот Н.Д.Костин вдребезги разбил аппарат /15/.
С.А. в дальнейшем переключился на реализацию своей идеи /1904г./ управления самолетом без пилота – телеуправлением движущихся объектов. Считавшийся крупным специалистом в области авиации, Ульянин неоднократно возглавлял комиссии по приемке аэропланов и моторов для них русского и иностранного производства для нужд ВВ. Приведем один из примеров того, что он при этом имел свое мнение, иногда отличное от мнения своих начальников. В акте приемной комиссии самолета Я.М.Гаккеля от 9.8.1912 был сделан вывод: ”Аэроплан удовлетворяет всем требованиям частных технических условий и положению Военного Совета /от 21.6.1912/ и потому подлежит приему в казну”. Подписи: Ульянин и др./16/. Начальник ОВШ генерал А.М.Кованько, которому подполковник Ульянин в то время подчинялся по службе, не согласился/ а это было известно до подписания акта/ с выводом комиссии, ссылаясь на неисправности мотора “Аргус” 100 л.с. во время испытаний. История рассудила кто из них был прав.
На последующих 2-м и 3-м конкурсах военных аэропланов С.А.Ульянин был председателем экспертной комиссии. Он разработал “Метод и формулу оценки аэропланов на военных конкурсах”.
Из сказанного видно, что оба проекта самолетов Ульянина были определенным вкладом в развитие самолетостроения России. Был создан и удачно летал первый учебный, он же первый военно-транспортный самолет. Проект и попытка постройки первого в мире двухмоторного самолета повышенной надежности открыли /смело можно так думать и писать/ дорогу многомоторным самолетам Игоря Ивановича Сикорского. Участие в конкурсах аэропланов и работа в комиссиях тоже было вкладом Ульянина в дело создания авиации в России. Одновременно и квалификация С.А. неуклонно повышалась
Далее о жизни талантливого русского авиатора на сайте «Вестник Замоскворечья»


Первый русский аэроплан
Первый русский аэроплан