|
|
|
|
|
|
|
Из Петербурга в Москву. Первый перелет русских ястребовГероическая групповая «авантюра» начала прошлого века (10 июля по ст.к.) На рассвете 23.07.1911(10 июля по ст.к.) тысячи петербуржцев собрались на Комендантском аэродроме, чтобы наблюдать за стартом первого в России группового дальнего перелета по маршруту Санкт-Петерьург - Москва. В три утра в воздух взлетела ракета, раздался пушечный выстрел, и один за другим в воздух поднялись С. УТОЧКИН, М. ЛЕРХЕ, Г. ЯНКОВСКИЙ, А. ВАСИЛЬЕВ, М. КАМПО-СЦИПИО, Б. МАСЛЕННИКОВ , Н. КОСТИН, А. АГАФОНОВ и В. СЛЮСАРЕНКО, А БЕКАГА.
Самыми опытными были Сергей Уточкин и Александр Васильев, остальные авиаторы были новичками в летном деле. Первым пунктом перелета был Новгород, здесь победителем был Лерхе. Не долетев до Новгорода, разбился аэроплан Владимира Слюсаренко, потерпел аварию "Фарман" Бориса Масленникова, погиб пассажир-авиатор Константин Шиманский. Пилотирование хрупких машин было связано с большим риском, особенно в дождь и сильный боковой ветер над возвышенностями и озерами. Васильев потом писал: "Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить клош (штурвал) из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти". Опасными были и посадки, часто вынужденные, когда любое препятствие - будь то камень, холм или овраг - грозило опрокидыванием и разрушением самолета. 11 июля в четверть пятого утра Васильев первым совершил посадку на Ходынское поле. Из-за перебоев в работе садился он с выключенным мотором в полной тишине. На поле, освещенном большими кострами, его восторженно встречали тысячи москвичей. Расстояние в 725 км пилот преодолел за 24 часа 41 минуту 14 секунд, из них - девять с половиной часов в вохдухе. В 1914 году Васильев одним их первых освоил высший пилотаж, с началом войны добровольно ушел на фронт. В одном из разведывательных полетов его аэроплан был подбит, а пилот попал в плен. После неудачного побега он тяжело заболел и, по некотjрым данным, вскоре умер. Где его могила, никто не знает, но имя героя осталось в истории русской авиации.
Информация с сайта «Обьява» по материалам статьи Владимира Короля из журнала "Нева", 8/1986. >
|
|
|
|
|
|
|