`
На главную страницу
На главную страницу
XXI ВЕК
ИСТРЕБИТЕЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКИ
РАЗВЕДЧИКИ
ИСТОРИЯ
Rambler's Top100



Реклама:

Старейший аэроклуб России

Из архивов журнала «Русский спорт»
Особый интерес у читателей вызывают публикации о старом русском спорте, большую часть которых черпается из старых архивов. На сей раз вашему вниманию предоставляеться воздухоплавание, которое уже в начале века в технически передовых странах имело замечательную популярность. Пришло оно и в Россию.Журнал “Русский спорт” за 1910 год следующим образом информирует своих подписчиков: “Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла наконец, свою форму осуществления.
Теперь мы можем сказать безусловно, что имеем аэроклуб. Безусловно имеем потому, что те основы полной автономии с одной стороны, и материального обеспечения с другой, на которых покоится московское Общество воздухоплавания, дают ему действительную гарантию прочности и длительности существования. Только бы оно благополучно избежало тех подводных рифов рутины и канцелярщины, на которых уже сидит петербургский аэроклуб”.
О значении этого события свидетельствуют и фамилии соблаговоливших прийти 25 апреля на первое собрание, иные стали и учредителями Общества. Среди прочих командующий войсками московского округа генерал П.А. Плеве, ставший председателем Общества, членом совета стал председатель Государственной Думы А.И. Гучков, казначеем - В.П. Рябушинский, один из богатейших людей тогдашней России, и, наконец, научно-технический комитет принял профессор Н.Е. Жуковский, уже тогда имевший славу основоположника русской авиации.
Летчиком-инструктором Общество решило пригласить еще одну знаменитость - Сергея Уточкина, который был еще и сильнейшим велосипедистом России и, как известно, всеобщим любимцем. Это был самородок, одаренный природой и светлым умом, и замечательными спортивными способностями.
В 1881 году он, пятилетний, потерял мать, через несколько лет и отца. В свой дом его забрал дядя, имевший и без приемыша преогромную семью. Воспитанием рыжеволосого мальчишки никто не занимался, разве что одесские босяки. Именно с целью чем-то занять этого очень уж живого юношу, дядя, покряхтев, отправился в магазин Берндта, где Сергей выбрал себе английский велосипед марки “Диана”.
Спустя четыре месяца на этом вовсе не спортивном велосипеде он заявился на чемпионат Одессы, который собрал тогда многих лучших гонщиков России. И, конечно, первой мелькнула на финише рыжая голова слегка заикающегося дебютанта. Позднее Уточкин стал не только лучшим в России велосипедистом, он выигрывал серьезные гонки на дорогах и треках Европы.
Так у него было во всем - в коньках и парусном спорте, на мотоцикле и в цирковом манеже... Замечательная координация и уверенность в себе позволяли ему удивительно быстро осваивать любую дисциплину и становиться лучшим. Но уже серьезную и самую большую славу Сергей Уточкин завоевал в воздухоплавании, проявив себя виртуозным летчиком, а еще конструктором и испытателем. И вот какой восторг вызвали его воздушные подвиги у одесской “Спортивной жизни” за 1911 год: “Скоро наш город придется переименовать в “Авиацию”. А в путеводителях об одесских достопримечательностях будет говориться кроме традиционного - море, лестница, биржа, дюк, театр и еще: “ежедневные полеты”, в пятницу - полеты соло, с пассажирами, полеты на ипподроме, полеты на улице - чем, скажите, Одесса не аэрополис! И все это делает один человек - и не только полеты, но и свои аэропланы. Если бы Уточкин обладал другим характером и заявил: “Авиация - это я”, - то скрашивание истины в этой фразе было бы не так значительно”.
После того, как Уточкин проучился в авиационной школе в Париже, он облетел на своем “Фармане” едва ли не всю Центральную Россию, устанавливая рекорды и в дальности, и в высоте, и в продолжительности. За точность планирующего приземления на Ходынском поле он получил серебряный кубок из рук самого Жуковского. Но уж и падал он! В болота, речки, на деревья, в овраги... И всякий раз, цепкий и невозмутимый рыжий одессит и в безнадежной ситуации находил спасение: ноги-руки ломал, но живым оставался. А умер Сергей Исаевич Уточкин от банального воспаления легких, в 1916 году, не достигнув и сорока лет.
Его полеты видели поручик Петр Нестеров, гимназист Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Николай Поликарпов, Александр Микулин... Видели и сами приходили в авиацию, составляли ее гордость.
Сайт Инвоспорт предоставляет материал журнала"Спортивная жизнь России" подготовленный талантливым обозревателем Игорем Масленниковым



Модель Аэроплана. 1916 год.
Модель Аэроплана. 1916 год.